Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Главное — впарить! Почему качество и надежность товаров превратились в сказки из далекого прошлого

Андрей Бунич: В крупнейших корпорациях главные отделы не производственные, а маркетинга и рекламы

4318
Главное – впарить! Почему качество и надежность товаров превратились в сказки из далекого прошлого
Фото: Павел Ворожцов/ТАСС
Материал комментируют:

Тема снижения срока эксплуатации техники периодически всплывает в общественном пространстве. Многие люди, которые застали советское время, часто обращают внимание, что, к примеру, холодильники раньше были более долговечными, у некоторых служат и по сей день.

Точно определить, насколько изменился срок эксплуатации бытовой техники, достаточно сложно. Так, Камила Крич в докторской диссертации о программе промышленной экологии Норвежского университета естественных и технических наук, используя данные норвежских домохозяйств, написала, что срок службы большей части бытовой техники с 1950-х не менялся.

Впрочем, время эксплуатации стиральных машины все же заметно сократилось — на 45%, до 10,6 лет, а духовок — на 39%, до 14,3 лет. Крич объяснила это более интенсивным применением такой техники.

Читайте также
ИКАО знает главного виновника катастрофы МН17, но признаваться не спешит ИКАО знает главного виновника катастрофы МН17, но признаваться не спешит Ответственность за гибель малазийского «Боинга» целиком лежит на Украине

Но есть и другая точка зрения. The Wall Street Journal в 2024 году обратила внимание, что в январе прошлого года пользователи американского сервиса Yelp запросили на 58% больше услуг от компаний по ремонту бытовой техники к январю 2022 года. По словам специалистов, на которые ссылается газета, надежность техники стала жертвой компьютеризации, увеличения числа компонентов и использования менее долговечных материалов.

Со сроком эксплуатации частного транспорта ситуация неоднозначна. Согласно данным структур Минтранса США, средний возраст легковых автомобилей в стране увеличился за 1970−2022 годы с 5,6 до 11,7 лет.

В то же время некоторые американские эксперты предупреждают, что чрезмерная «электронизация» автомобилей, весьма усилившаяся в последнее время, увеличивает вероятность того, что некоторые компоненты транспортного средства преждевременно устареют — не столько физически, сколько морально.

В России срок эксплуатации автомобилей в 2023 году составлял примерно 15 лет. К началу 2024 года наиболее распространенной маркой легковых авто в России оставалась Lada 2107, которая выпускалась в 1982 — 2012 годы. Третье и четвертое места заняли Lada 2109 (1987 — 2004 годы) и Lada 2121 Niva (производится с 1977 года). В этом смысле советский автодизайн до сих пор остается актуальным для российских дорог.

То есть от техники, в которой во главу угла ставились надежность и долговечность, мир перешел к новым критериям. Жалобы, что все нынешние гаджеты, вне зависимости от цены, стали одноразовыми изделиями, можно смело считать общим местом. Почему так происходит?

Экономист Андрей Бунич в разговоре с «СП» указал, что западные предприниматели еще десятки лет назад осознали, что покупателей нужно постоянно стимулировать для постоянной замены товаров.

— Это делается с помощью так называемых инноваций, чтобы создавать ощущение появления новой продукции. По другому это называется модой.

С помощью ухищрений в дизайне, маркетинге и определенных элементов рекламы покупателю постоянно внушается, что нужно постоянно менять продукцию на более современную и модную.

Наращивание потребления было бы невозможно без продвижения с идеологической точки зрения концепции «общества потребления», которая возникла на Западе сразу после Второй мировой войны на фоне борьбы с коммунизмом. Такой проект убеждал людей в необходимости соответствия определенным стандартам во время покупки различных предметов.

Поэтому значительная часть продукции фактически превратилась в «товары Веблена». Согласно экономической теории, они являются предметами излишнего, демонстративного потребления. Американский экономист Торстейн Веблен еще в конце XIX века вывел одноименный эффект (или парадокс), в рамках которого люди не смотрят на потребительские качества, а обращают больше внимания на более дорогие и статусные предметы.

В итоге концепция, которая была описана Вебленом, стала актуальной для всего западного общества — и для многих товаров, включая бытовую технику и транспортные средства. С помощью потребления покупатели стали массово информировать других людей о принадлежности к определенному сообществу. Те же автомобили перестали быть просто средствами передвижения, а превратились в индикаторы социального статуса.

«СП»: И из-за этого потребители начали быстрее менять технику на более новую?

— В обществе стала навязываться концепция — чем дороже предмет, тем лучше. А дороже он, потому что более новый. В итоге вопрос качества уходит на второй план, потому что потребитель считает так — если товар дорогой, то он хороший. А в крупнейших корпорациях главные отделы стали отвечать за маркетинг и рекламу, а не за производственные функции.

Однако все это работало на Западе, пока у потребителей, с точки зрения покупательной способности, было много денег.

Внутреннее противоречие западной экономики в начале XXI века привело к тому, что средний класс и общество начали сжиматься на фоне роста реальных расходов и падения реальных доходов. Хотя все же тенденция демонстративного потребления в западном обществе пока еще работает.

В других обществах, в том числе в Индии и Китае, потребление не дошло до пиковых уровней, поэтому дифференциация статусов и расточительно-демонстративного потребления пока там еще формируется.

Читайте также
«День ждуна»: Если с Украиной мир, а режим Зеленского остается – чего ожидать? «День ждуна»: Если с Украиной мир, а режим Зеленского остается — чего ожидать? У России уже есть уникальный опыт адаптации присоединенных территорий, в том числе и негативный

«СП»: Можно ли назвать зеленую повестку, в рамках которой люди и государства стараются демонстрировать отказ от избыточных благ, инструментом сдерживания излишнего потребления?

— Да, это один из способов уравновешивания потребления. Конечно, главная цель зеленой повестки все же заключалась в переформатировании финансовой системы и списывании избыточной ликвидности с помощью «зеленых» налогов и инвестиций.

Но, действительно, после 2008 года капитализм вошел в кризис, из которого до сих пор не видит выхода. Пока что на Западе лишь продолжают печатать деньги. Экологическая идеология на этом фоне осуществляет демпфирующую функцию и в какой-то степени нейтрализует эффект демонстративного потребления.

Раз на всех денег не хватит, то люди, вынужденно сокращая потребление, будут утешать себя тем, что помогают природе.

«СП»: Есть ли шанс, что люди найдут некую золотую середину в потреблении, том числе и в России?

— Это возможно. Умный потребитель может действовать как предприниматель, если будет приобретать товары за меньшие деньги с теми же потребительскими качествами, которые есть у более модных и дорогих предметов.

В этом плане государство может стимулировать такое потребительское поведение, информируя население о том, что гонка за модными товарами невыгодна.

Читайте также
Итоги Стамбула: Страх Зеленского, стендап в стиле дипломатии и потужная поездка Итоги Стамбула: Страх Зеленского, стендап в стиле дипломатии и потужная поездка Кто там? Telegram! Что думают лидеры общественного мнения о переговорах в Турции и заявлениях сторон

К примеру, можно продвигать передачи на ТВ, где эксперты будут объяснять потребителям, где можно купить более дешевую и качественную продукцию.

Соответственно долговечность должна быть одним из важнейших конкурентных факторов. Пока она играет второстепенную роль из-за влияния моды и избыточного потребления.

«СП»: Какие преимущества приносят более долговечные товары?

— Демонстративное потребление ведет к наращиванию невыгодных статей импорта, причем преимущественно из недружественных стран, поскольку люди охотнее платят за западные бренды и марки. В среднем страна тратит до $50 млрд в год на модные вещи и не особо нужный импорт (общий импорт в 2024 году составил $283 млрд — «СП»).

Российские производители могут заменить эту часть товаров на рынке, выпуская более дешевые и качественные аналоги. Развитие разумного потребления вполне способно поправить государственный бюджет и улучшить ситуацию в торговом балансе.

Если смотреть отдельно на легковые автомобили, то для граждан они зачастую невыгодны сами по себе, особенно если покупать машину в качестве показателя статуса и в слишком большом количестве (по 3 и более авто на семью). Излишняя автомобилизация в России создает экономические проблемы, так как у нас многие машины импортные, и даже отечественные состоят из импортных деталей.

Автопотребление тоже должно быть умеренным. Этого можно достичь в том числе с помощью льгот для служб такси и снижения цен на этом рынке. В Москве, к примеру, можно нарастить число машин такси вдвое. И, напротив, не стоит развивать автокредитование, которое раньше было совсем запредельным.

Последние новости
Цитаты
Андрей Колганов

Экономист

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня